пятница, 11 июля 2014 г.

Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим»

И вновь книга издательства «Розовый жираф» из серии «Вот это книга!». На этот раз это удивительная книга Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим». Удивительная прежде всего потому, что главная героиня, от чьего лица ведется повествование, — особенный ребенок: «Я не могу говорить. Не могу ходить. Не могу сама поесть или умыться. Со мной одни проблемы». У Мелоди (героини книги) серьезный диагноз — ДЦП, ее тело сковано, она передвигается только с помощью инвалидной коляски и не способна самостоятельно поесть или переодеться, но это не значит, что и ум ее спит. Мелоди, пожалуй, умнее многих детей, ее окружающих, да и некоторые взрослые могут спасовать перед ней. 

Я не сразу поняла, что отличаюсь от других. Я быстро соображаю, легко запоминаю любую мелочь, так почему же у меня не получается делать, что делают все? Это было странно. Конечно, я злилась.

Я будто живу в клетке, а двери нет и ключа нет — и я даже не могу никому объяснить, как выпустить меня на волю.


Любой может сказать все словами. Любой, но не я. Уверена, большинство людей даже не понимают, какая сила таится в словах. А я понимаю.
Мыслям нужны слова. Словам нужен голос. 

И важно, что автор книги дает возможность самой героине рассказать о себе. Так мы проникаем в мир Мелоди Брукс, которая делится с нами своими воспоминаниями о детстве, о родителях, рассказывает нам о своей жизни без прикрас, делится своими мечтами и переживаниями. И мы верим тому, что нам рассказывает Мелоди, потому что у нас нет оснований ей не вериь, а еще потому, что и сама Шэнон Дрейпер не может приукрасить действительность, ведь она — мама особенного ребенка. 


Конечно, жизнь Мелоди не сахар: чудовищно, когда ты не можешь ничего сам, когда хочешь столько всего сказать, стольким поделиться, но не можешь, и самое чудовищное — это равнодушное, порой даже презрительное, отношение к тебе окружающих. Как часто Мелоди приходилось сталкиваться с подобным! Правда, Мелоди все же повезло (если это слово уместно): ее окружают любящие и заботливые родители, отгоняющие даже намек на мысль о том, чтобы отдать девочку в лечебное учреждение, добрая и понимающая соседка миссис В., помощница Мелоди в школе Кэтрин. Ведь поддержка близких очень важна. 

Самое главное желание Мелоди быть как все:
«Быть нормальным — это очень много значит.
«Хочу быть как другие дети».
— То есть ты хочешь быть злой и безответственной? — лицо миссис В. пылало гневом.
Я опустила глаза.
«Нет. Нормальной».

— Быть нормальным еще ничего не значит! — резко ответила она. — Тебя любят, потому что ты — это ты, а не потому что ты можешь то-то или не можешь того-то. Неужели ты нам не веришь?»

И вот Мелоди ходит в обычную школу (правда, в коррекционный класс), потом пытается общаться и с другими ребятами на инклюзивных уроках, героине покупают удивительный специализированный компьютер  «Медитокер», помогающий ей говорить. Девочка день за днем доказывает, что чрезвычайно умна, и даже становится членом команды эрудитов, помогая этой команде выиграть региональные соревнования. Кажется, что все благополучно, но... во многих историях есть это «но». Не буду пересказывать сюжет, скажу только, что и из сложившейся ситуации Мелоди выходит, не теряя достоинства, показывая, что она сильная и умнее многих. 

Пожалуй, эта книга из серии «Вот это книга!» произвела на меня самое большое впечатление, правда, она всего лишь третья по счету. Уверена, что книга понравится детям, и надеюсь, что они смогут сделать верные выводы после знакомства с главной героиней Мелоди Брукс. 

1 комментарий:

  1. Еще одна книга об инаких детях. Ну что ж, про таких ребят надо читать, разговаривать, потому что в жизни их много. (Важно увидеть и помочь). Спасибо, Ирина, за подсказку. Все в копилочку.

    ОтветитьУдалить