вторник, 30 июня 2015 г.

Дина Сабитова «Где нет зимы»

Картинка отсюда
О книге Дины Сабитовой в нашем сообществе писали многие. Теперь вот и я прочла эту трогательную, правдивую, где-то наивную, но искреннюю историю, в которой рассказывается о самом главном. О семье и о доме, о тех, кто рядом...

Здесь переплетаются сказка и реальность: повествование ведется от лица Паши и Гуль, детей, оставшихся без бабушки и мамы, а еще от лица Ляльки, куклы, которую можно было бы назвать олицетворением дома, «где нет зимы». Даже интеллигентный домовой Аристарх Модестович играет в судьбе детей важную роль.

Дина Сабитова как-то легко и ненавязчиво погружает читателя в мир, где дети становятся сиротами, где известие о смерти мамы может оглушить настолько, что ребенок уходит от действительности в свой, выдуманный, мир и не замечает ничего. Страница за страницей разворачивается перед нами история Паши и Гуль: смерть близких, приют, разочарование, предательство, вероятность того, что детей разлучат друг с другом... Но чудо случается  — появляется Мира, которая берет детей в свою семью. Мира живет с сыном одна, и ей, как мне кажется, не хватает тепла, которое она находит в доме детей.

На первый взгляд может показаться, что рассказанное Диной Сабитовой — наивная сказочка, потому что в жизни так не бывает. Но самое главное звучит в финале — в словах Миры, которая не видит в своем поступке никакого подвига:

— Ой, ну ты все же героиня! — удается наконец подруге вставить давно приготовленную реплику. — Трудно, да?
— Я тебя умоляю! — Мира со звоном бросает на стол нож. — Я тебя умоляю, какой, к черту, героизм? У меня что, был выбор?
— Ну как? — теряется подруга. — Ты же могла их не брать?
— И как не брать? Или одну взять, а Пашку там оставить, да?
— Ты, конечно, их любишь, да?
Мира смотрит на подругу непонятным взглядом.
— Видишь, дело в чем… Хорошие они ребята, да. Только я тут — все время как в гостях. И дети у меня — вот будто пришли в гости приятели Мишкины. Но гости как? Погостили и ушли. А тут знаешь — не уйдут, надо привыкать. Я знаю, что мы все привыкнем. И уже легче стало. А все равно и им, и мне хочется своей семьей побыть. Без чужих.
— Они тебе чужие? Я думала, они тебя мамой зовут…
— Опомнись. Их мама умерла — полгода еще не прошло. Какая я им мама-то?
— А как же тогда? — растерянно хлопает глазами подруга.
— А так. Просто жизнь. Думать потом. Сейчас вот: пироги печь, пуговицы пришивать, на родительские собрания ходить. Ах да, еще топить печку и расчищать снег. Некогда, просто некогда сидеть и раздумывать о тонкостях трепещущей души. Ты ешь, ешь шарлотку.

Кстати сказать, в книге есть пометка — «для старшего школьного возраста». Думаю, с ней есть смысл знакомится уже лет в 12 - 13 (ведь Паше, герою книги, как раз 13).

2 комментария:

  1. Ирина, с удовольствием прочитав Ваш отзыв, вспомнила своё чтение этой книги. Добрая настоящая повесть о детях и взрослых для детей и для взрослых.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить